www.PLATO.spbu.ru
Главная страница проекта

 

 

 
О НАС

АКАДЕМИИ

КОНФЕРЕНЦИИ

ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКСТЫ
ПЛАТОНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ПЛАТОНИЗМУ

ПАРТНЕРЫ

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

 

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ X

Г. Б. Сизова
КРАУЗИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Пантеистическая метафизика К.Х. Ф.Краузе является стержнем, главной религиозно-философской концепцией краузизма, перерастающей в последующем в философско-теоретическое и культурологическое направление. С середины XIX в. К. X. Ф. Краузе стал прародителем движения обновления философских и абстрактных идей в замкнутой Испании. Учение об университетской гармонии, которое соединяло идеал и действительность, нашло свое отражение в Испании того времени, тех исторических условиях. В XIX столетии Испания пережила череду революций, подготовивших почву для восприятия и утверждения в общественном сознании краузизма. Таковы «либеральная революция» 1836-1843 гг., а также революции 1854-1856 гг. и 1867-1874 гг. Эти события можно характеризовать с точки зрения попыток достижения в стране классового компромисса.

Начало современной философии в Испании положил Марти де Эйксала. Однако благодаря деятельности Сане дель Рио (1814-1869) и его учеников, краузизм проникает во все университеты, кроме Барселонского. Сане и его сторонники видели в краузизме «сильное средство» против всех зол тогдашней Испании, которое в то же время «щадило испанскую душу» такими своими свойствами, как аскетическая тенденция, приведение к общему знаменателю науки, философии и религии. Сане дель Рио впервые вынужден был осваивать философскую терминологию, которой не было на испанском. Философия и теология в Испании ориентировались на латинскую схоластику. Философия Просвещения и немецкого идеализма в достаточной степени не были известны. Сане дель Рио должен был сформировать философскую терминологию на испанском языке. Он должен был учитывать лингвистический штрих, который отличал новообразование слов в системе Краузе. Все это очень усложнило творческую деятельность Сане дель Рио. Но в то же время, это вело к новому образованию языкового пространства, которое сделало доступной философию Краузе и, благодаря этому, всю философию Нового времени, как предпосылки обновления Испании, следующей духу Нового времени.

Сане дель Рио преодолел иноязычность и сделал убедительными идеи Краузе для родной страны, так, что из этого выросло реформаторское движение и движение обновления, которые стали существенными для современной Испании. Посредническая работа и работа интерпретатора сделали Сане дель Рио инициатором этого движения, названного «испанским краузизмом».

Среди сплотившихся вокруг Сане дель Рио деятелей просвещения, представителей науки, государственных чиновников был Франсиско Хинер де лос Риос (1839-1915), которого следует рассматривать как решающую и наиболее значительную фигуру в передаче идей Краузе и традиций общественно-политической деятельности новый группе идеологов испанской либеральной буржуазии, так называемому «поколению 1898 года», и через него интеллигенции первых десятилетий XX в.

Хинер в большей степени, чем Сане дель Рио упускает метафизику Краузе, с большей ориентацией к конкретному применению. Делает ее еще практичнее, и прежде всего тем, что интерпретирует идеи Краузе через юридические, политические и педагогические идеи.

Хинер не просто передал идеи Краузе, а развил, прежде всего практику «сократовской педагогики», в которой образование и усовершенствование деятельной личности было поставлено в основу всех его начинаний.

На развитие педагогических идей Хинера оказали влияние, наряду с Краузе, Песталоцци и Флобер. Следует отметить, что педагогическое направление испанского краузизма представляют, кроме Хинера, также М.В.Коссио (1858-1935) и Леонардо Алас («Кларин») (1852-1901).

Педагогические идеи Хинера никоим образом не ограничивались теорией, наоборот, он попытался выразить педагогические идеи в их практическом значении.

В 1876 г. в Мадриде создается Свободный институт образования. Основателями его были, наряду с Хинером, другие ученики Сане дель Рио — социальный философ и публицист X. Коста, который развивал культурную и экономическую программу строительства, названную "Escuela у Despensa" (школа и ее экономическая база), поэт В. Руис Агилар, драматург Хосе Эчегарайо. Его основатели выразили волю значительного числа университетских преподавателей, противников декрета премьера Оровио от 26 февраля 1875 г., в соответствии с которым в преподавательской деятельности требовалось демонстрировать уважение к двойной догматике — монархической и католической. После провозглашения в Сагунто королем Альфонса XII, его правительство укрепляло основы трона во всех областях, в том числе и в идеологической. Возрождённая монархия не учитывала глубокие перемены в общественном настроении, происшедшие за годы революционной борьбы. Протестом против данного декрета во многих случаях заканчивались выходом из университетов, что расценивалось, по существу, в то время как выступление против церкви. Ожидая преследования со стороны правительства, инициаторы протеста поначалу решают учредить Свободный университет на территории Гибралтара. Однако правительство на этот раз проявило гибкость и в Мадриде начал действовать Свободный университет образования, который получил поддержку среди молодежи и до своего уничтожения в 1839 г., был оплотом краузистских идей в Испании. Это был, прежде всего, исследовательский институт, который позже развился в большое число воспитательных и образовательных учреждений, которые независимо от церкви и государства, способствовали посредничеству современного европейского богатства мысли.

Их программа, внешне ограниченная намерением Краузе утверждения научного мировоззрения и научного познания, осуществлялась широко и оказала большое воздействие на духовное развитие страны на многие десятилетия вперед. С начала 80-х годов в Институте работала лучшая профессура страны.

Свободный институт образования становится популярным в Испании, а к выпускникам института применялся термин «институционалист».

На раннем этапе краузизм послужил формированию взглядов и жизненных позиций немалого числа испанских писателей. Большой авторитет данных идей, упорные попытки осуществить их наперекор сопротивлению традиционных институтов, в глазах немалого числа интеллигенции выглядели прекрасными и несбыточными. Именно таким было отношение к деятельности краузистов классика критического реализма Б.Переса Гальдоса, непосредственного продолжателя Сервантеса. Он выразил это отношение в «самом краузистском романе» Испании — «Семьи Леона Роча» (1878). В первый, «идеологический или концептуальный» период своего творчества Гальдос, которого переполняла жажда борьбы с засильем церкви в испанском обществе, показывает несколько схематично, но страстно и убедительно, борьбу нового со старым. В романе он рассматривает историю противостояния инженера Роча, человека передовых научных взглядов, и его жены, религиозный фанатизм и ханжество которой олицетворяют мир мистики, религиозного обскурантизма и мертвых традиций Испании. В этом же духе им были написаны и два других романа — «Донья Перфекта» и «Глория».

Краузисты, занимавшие в последней четверти XIX в. крупные посты в системе высшего и среднего образования, в периодике, в области науки и техники, обладали реальным влиянием на различные сферы испанской действительности и общества.

В период после катастрофического для страны 1898 г. краузизм вновь находит применение как основная и позитивная компонента мировоззрения деятелей испанской культуры, известной как «поколение 1898 года», оказав влияние на Асорина, Бароху, раннего Маэсту, позднего Валье-Инклана, Антонио и Мануэля Мачадо. Молодежи 90-х краузизм дал ростки свободного мышления, стимулы к критическому пересмотру общественной идеологии.

Активной педагогической и научно-исследовательской деятельностью отмечено время с конца первого десятилетия XX в. и по начало 30-х годов. Были созданы Институт социальных реформ (основал П. Аскарате), с 1907 г. действует Хунта содействию расширения образования и научных исследований, президентами которой были Рамон-и-Кахаль и Хосе Кастильехо (с точки зрения будущего, это было одно из важнейших учреждений краузистов); Центр исторических исследований, руководимый Менендесом Пидалем, в котором сотрудничают Америке Кастро, Наварро Томас, Федерико де Онис, Санчес Альборнос. В 1910 г. в Мадриде был основан студенческий городок, более 20 лет (до гражданской войны) являвшийся центром испанской духовно-художественной и научной жизни. В его стенах проходили дискуссии, участниками которых были — Ф. Гарсиа Лорка, Л. Банюэль, Р. Альберти, М.Эрнандес, С.Дали, X. Ортега-и-Гассет и многие другие. По коридорам общежитий проходили А.Эйнштейн, М.Равель, П. Валери, Б. Рассел, 3. Фрейд. Мануелем Б. Коссио были созданы национальный педагогический музей и школьные интернаты. Коссио также был инициатором создания Министерства народного просвещения. В 1919 г. краузисты учредили первый испанский Педагогический институт.

Все это приводило к внедрению институционального духа в процесс управления обществом. Свидетельством тому были события первых лет республики 1931-1936 гг. Тогда на гребень революционной волны была вознесена группа политиков-институционалистов, взявших в свои руки рычаги государственной власти на весь республиканский период. Результатом их вмешательства в политические события явилось фактическое противодействие ходу массового революционного процесса, консолидации Народного фронта и последовательной борьбы с интервенционистскими силами.

Испанские авторы рассматривают краузизм как практическую философию, как религиозное направление, как движение в педагогике, как нравственный образ жизни, как политическую идеологию. Данная идеология давала направление субъективного действия и, в конечном счете, давала возможность провести реформы различных секторов национальной жизни. Это привело краузистов к крупным мероприятиям в области образования и высвобождению науки из кабалы церкви.


Сизова Галина Борисовна — канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии СПб университета технологии и дизайна

© СМУ, 2007 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ